БИШКЕК, 31-июль. — Eurasia Today Победа Азербайджана во Второй Карабахской войне открыла путь к строительству Зангезурского коридора, позволяющего быстрее транспортировать грузы из Турции в Центральную Азию и Китай – это как минимум. Но открытию дороги, меняющему геополитический расклад в регионе, противятся Армения и Иран.
Кто лоббирует открытие коридора?
Зангезурский коридор протяженностью 40 км (железная дорога и автотрасса) проходит через Сюникскую область Армении, и до победы над ней Азербайджана во второй Карабахской войне говорить о реальности его открытия было преждевременно.
Сейчас прокладка коридора, соединяющего западные районы Азербайджана с его эксклавом – Нахичеванской Автономной Республикой и далее с Турцией, стала, после тридцатилетнего простоя, неизбежной: главы Азербайджана, Армении и России подписали в ноябре 2020 года заявление о прекращении карабахского конфликта, в котором содержится положение о разблокировке транспортных магистралей. И на ведущие позиции здесь выходит открытие Зангезурского коридора.
Проект активно лоббируют Баку, Анкара и Москва, а также, хоть и с меньшим энтузиазмом, иные заинтересованные стороны: для одних польза открытия коридора – однозначна, а для других имеет свои плюсы и минусы.
В частности, некоторые эксперты считают, что открытием коридора продвигается «пантюркистская повестка», но это, скорее, можно отнести на счет увлеченности, в современном мире, теориями заговоров.
Во-вторых, тем, что от реализации проекта выигрывают, в большей степени, тюркские государства. Но в том, что Зангезурский коридор открывает новые возможности торгово-экономического и транспортно-логистического характера, сомневаться не приходится – как и в том, что функционирующие дороги способствуют поддержанию мира и безопасности.
Азербайджан и Турция
Рассмотрим «программу-минимум» коридора – он соединит метрополию с его автономией – Нахичеванью, а также с Турцией, самой близкой Азербайджану страной согласно провозглашенной Баку и Анкарой формулы «два государства – одна нация». А из Турции – в Европу и на Ближний Восток. И, что не менее важно, Азербайджан не будет зависеть от транзита по территории Ирана.
Говоря о «программе-максимум», Азербайджан усилит свои позиции в качестве важнейшего евразийского транспортного узла – сейчас он уже находится на перекрестках трех международных коридоров – Северного, Среднего и Южного.
И, что не менее важно, Зангезур для Азербайджана является не только воротами в Нахичевань, но и занимает особое место в истории и национальной идентичности страны. Но это – отдельная тема.
Добавим, что Азербайджан хорошими темпами наращивает готовность к приему большого объема грузов: товарооборот Бакинского порта, получившего статус «зеленого», в прошлом году увеличился на 20%.
По сравнению с последними пятью годами объем перевалки крупногабаритных транспортных средств в Бакинском порту вырос в пять раз, контейнеров - в три раза, а объем перевалки сухих грузов - в три с половиной раза. Так что его заявка на транспортный хаб вообще, а на реанимацию Зангезурского коридора – в частности – имеет все основания.
А Турция, в свою очередь, получит возможность быстрого выхода на Каспий, Россию, все государства Центральной Азии, а также в Китай. Вообще же ее можно считать страной получения самых высоких дивидендов от функционирования коридора.
Во-первых, для нее открывается прямой доступ ко всему Азербайджану (в настоящее время – только к Нахичевани), во-вторых, к Центральной Азии, то есть к тюркскому миру и Каспийскому морю, что важно не только в плане торгово-экономическом, но и политическом.
Напомним, Анкара, наряду с другими центрами силы, имеет амбиции влияния в Центральной Азии и на Южном Кавказе. То есть для Турции и для Азербайджана Зангезурский коридор приобрел стратегическое значение.
Что «словит» Центральная Азия?
Регион этот, как известно, находится в поисках альтернативных путей для выхода в Европу, к чему его стимулирует война на Украине.
А задействование Зангезурского коридора, дополненное железной дорогой Баку – Тбилиси – Карс (Турция), открывает перспективу расширения мультимодальных перевозок для всех стран Каспийского региона и прилегающих к нему государств Центральной Азии, наращивания экспорта-импорта с Турцией и Европой, а также транзита товаров в Китай и другие страны.
По оценке главы постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Турции и странах Ближнего Востока Эрмана Эреке, более половины грузопотока между Турцией и странами Центральной Азии можно осуществить через Зангезурский коридор.
По его словам, открытие данного пути принесет пользу всем странам региона: увеличится объем грузоперевозок из южных портов Ирака, Сирии и Средиземноморья транзитом через Турцию.
«В настоящее время, - уточнил Эреке, - среднегодовой оборот между Турцией и странами Центральной Азии составляет 110-120 тыс. грузовых автомобилей. С открытием Зангезурского коридора здесь может проходить более половины этих грузов».
Россия и Китай
Поскольку Зангезурский коридор соединит Европу и Азию, он автоматически становится интересным и для России, и для Китая, однако последний – крайне осторожен, и он, вероятно, примкнет к коридору только тогда, когда окончательно прояснится, кто и как будет контролировать дорогу; убедится, что путь этот безопасен.
Но в целом интерес к нему Китая очевиден, поскольку его экспорт-импорт в большей степени проходит через водные пути (моря, океаны), и сухопутный маршрут для него будет не лишним.
Тем более, что, сухопутные маршруты Китая традиционно пролегали через Казахстан, Россию и Беларусь, а по состоянию на сегодня, то есть в условиях войны на Украине, транспортировка грузов осложнилась.
Между тем, как подсчитано рядом экспертов, запуск Зангезурского коридора сократит время перевалки грузов из Китая в Европу до двух недель и значительно снизит их стоимость. Фактически, Зангезурский коридор укладывается в формат детища Поднебесной – «Шелкового пути».
Что же до России, для нее коридор открывает новые возможности, впрочем, не всегда реалистичные, о чем будет сказано ниже.
Во-первых, Зангезурский коридор позволит России получить доступ к Турции и к Армении через Азербайджан, ведь между РФ и РА уже более тридцати лет нет железнодорожного сообщения, которое осуществлялось посредством территории Абхазии: дорога через нее закрыта четвертый десяток лет.
Россия вынашивает идею ее открытия, но этому противится Грузия; Абхазия от такой перспективы тоже не в восторге: она опасается «военного вторжения» Грузии и «нарушения» собственного «суверенитета».
Таким образом, в обозримом будущем железнодорожное сообщение между Россией и Арменией через непризнанную Грузией, но признанную РФ Абхазию, невозможно.
А вот через Зангезурский коридор – более чем реально. И даже желательно для Москвы, поскольку дорогу, как сообщалось, будет контролировать пограничная служба ФСБ РФ.
Так что с началом работы коридора Россия уже не будет зависеть от Грузии в контексте транспортировки грузов в Армению и в Турцию, а также в обратном направлении: в настоящее время соответствующие перевозки осуществляются через Верхний Ларс (Грузия), который время от времени закрывают из-за сложных погодных условий.
Плюс к этому Россия получит дополнительный доступ к Ирану, а, значит, на Ближний Восток. Ну и не исключим политический мотив лоббирования Россией строительства Зангезурского коридора – его контроль будет вестись силами пограничной службы ФСБ, которая уже присутствует в регионе (правда, сроки «надзора» неизвестны, но железные дороги Армении принадлежат российской компании «Южно-Кавказская железная дорога»).
Также Россия одновременно сможет контролировать один из участков армяно-иранской границы и «приглядывать» за территорией, связывающей Турцию с Азербайджаном.
А что же Армения?
Несмотря на то, что у республики нет железнодорожного сообщения ни с Россией – ее основным торгово-экономическим партнером и «сотоварищем» по Евразийскому экономическому союзу, а также с дружественным РА – Ираном, Ереван выступает против открытия Зангезурского коридора, который бы обеспечил железнодорожное сообщение и с РФ, и с ИРИ, не говоря уже об Азербайджане, Турции и далее – почти куда угодно.
Правда, переговоры о строительстве армянского участка коридора между Москвой, Баку и Ереваном, все же, ведутся. Однако создается впечатление, что Армения участвует в них только для затягивания процесса ради процесса.
Напомним, что у Армении все еще плохие отношения с Азербайджаном, который, кстати, уже вовсю строит свой участок Зангезурской дороги (завершено 70% работ), и не урегулированные - с Турцией. Между тем, как заявляет официальная Анкара, нормализация армяно-турецких отношений зависит от карабахского урегулирования и открытия Зангезурского коридора в Нахичевань.
И несмотря на острую необходимость снятия почти полной сухопутной блокады Армении (она взаимодействует с внешним миром через Грузию и отчасти – посредством Ирана), Ереван всячески затягивает окончательное урегулирование с Азербайджаном (мирный договор до сих пор не подписан, демаркация границы не произошла, транспортные пути находятся в нулевой стадии разблокирования).
Чего опасается Армения в контексте открытия Зангезурского коридора? В Ереване утверждают, что случись такое «несчастье», республика лишится своего суверенитета.
А «гарантией» того, что этого не произойдет, считает армянская сторона, может быть только контроль коридора Ереваном. Между тем согласно трехстороннему заявлению глав России, Азербайджана и Армении от ноября 2020 года, подобный поворот событий не предусмотрен.
Вероятнее всего, Зангезурский коридор стал для Армении инструментом давления на Баку, Анкару и Москву с целью «выбить» из них наиболее благоприятные для себя условия по урегулированию. Заметим, маневр этот достаточно опасный, поскольку все три столицы шантажу не подвержены.
И Баку все-равно добьется своего – пусть даже с применением силы, что плохо отразится не только на собственно Армении: это на какое-то время вызовет новый виток эскалации напряженности в регионе и угрозу его безопасности.
Иран тоже против, но он гибче Армении
По большому счету, открытие Зангезурского коридора должно устроить Тегеран – хотя бы потому, что он, приложив минимум усилий, получит прямой железнодорожный доступ к Армении и далее к тем сухопутным путям, которые продолжат Зангезурскую дорогу во всех ее направлениях и возможных ответвлениях.
Однако Иран руководствуется, в данном случае, политическими соображениями: открытие дороги уменьшит его влияние на Азербайджан – ведь доступ последнего к его анклаву – Нахичевани – будет открыт.
По логике Тегерана, Исламская Республика впадет, с открытием коридора, в зависимость от Турции и Азербайджана, потеряет для них свое транзитное значение – собственно, как, в значительной мере, и для Армении.
Но, думается, с Ираном есть шанс полюбовной договоренности, и, вероятно, Россия прибегнет ко всем возможным способам склонить Тегеран к нейтральной позиции в отношении возобновления движения по коридору. Другое дело, какую цену выставит ей за это Иран. А, возможно, Баку и Анкаре – тоже.
Риски есть, но шампанское наготове
Ни один крупный проект, а, тем более, транспортно-логистический с выраженным геополитическим окрасом, не свободен от рисков. Содержит их и затея с открытием Зангезурского коридора.
В частности, Азербайджану надо будет очень постараться не ущемить загрузку железной дороги Баку – Тбилиси – Карс: Зангезурский коридор может если не катастрофически, но, все же, оттянуть от нее грузы.
Во-вторых, теоретически Иран и Армения могут осуществить строительство совместной железной дороги – идея вынашивается годами, но ни одна из сторон не готова финансировать этот проект. Впрочем, считалось, что против была Россия.
Изменится ли ее подход с трансформацией геополитических реалий, предугадать сложно. Также сложно сказать заранее, насколько не спекулятивно поведет себя Россия в контексте контроля Зангезурского коридора, и не станет ли он политическим орудием.
Ну, а если говорить о явном, Зангезурский коридор, хоть Тбилиси и молчит об этом, не должен устроить Грузию, поскольку ее транзитная роль для Армении, Азербайджана и Турции - понизится. А вместе с ней – и геополитическая.
Также, надо думать, укрепив свои позиции на Южном Кавказе, Москва будет продавливать проект восстановления железной дороги между Россией и Грузией через Абхазию, что внесет в регион дополнительную нервозность, поскольку в заданных условиях Тбилиси не позволит себе сказать «да».
Но, как бы то ни было, а на территории Азербайджана (есть для него риски или нет) дорога строится, а шампанское готово к охлаждению. Потому как кто не рискует, тот его, как говорят, не пьет.
Автор: Ирина Джорбенадзе
Курсы валют
Погода