ПочемуКыргызстанналаживаетконтактысИраномикакж/дКитай-Кыргызстан-УзбекистансвязанаспортомБендер-Аббас
- Информация о материале
- Просмотров: 1182
БИШКЕК, 18-июль. — Eurasia Today. Кыргызстан сегодня придает важное значение расширению и укреплению торгово-экономического сотрудничества с Исламской Республикой Иран. Кыргызской Республике очень интересно создание альтернативных транспортно-логистических коридоров, которые обеспечат доступ к морю и увеличат транзитный потенциал страны.
Бишкек заинтересован поставках в иранских нефтепродуктов, как Иран развил внутренне производство в условиях санкций, а также создании совместных предприятий по разным направлениям. Об этом в эксклюзивном интервью «Fars News» заявил Министр экономики и коммерции Кыргызстана Данияр Амангельдиев.
Вопрос: Иран сегодня официально стал постоянным членом ШОС, а также заинтересован в более тесном сотрудничестве с ЕАЭС. Имеет соглашение о ЗСТ. В свою очередь Кыргызстан является членам экономического союза. Как вы оцениваете перспективы экономического взаимодействия между Тегераном и Бишкеком?
Министр: Кыргызская Республика сегодня придает важное значение расширению и укреплению торгово-экономического сотрудничества с Исламской Республикой Иран. В этом плане сторонами проводятся различные мероприятия на сближение и ознакомление возможностей друг друга.
В октябре 2022 года во Дворце спорта им. Кожомкулова была организована и успешно проведена в Кыргызстане специализированная выставка иранских компаний и товаров, где продемонстрированы достижения производителей и промышленников ИРИ, а также бизнес-форум с участием представителей деловых кругов двух стран.
Также при содействии Посольства ИРИ в КР организован визит кыргызской делегации в Исламскую Республику Иран, которую я лично возглавлял.
В ее рамках были проведены встречи с Министром экономических отношений и финансов Исламской Республики Иран Эхсан Хандузи и с Министром дорог и городского развития Исламской Республики Иран Рустамом Гасеми, губернатором провинции Хормазгон, а также состоялось посещение иранского порта Шахид Ражаи.
Кроме того, проводится эффективная работа в рамках Совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству между Кыргызской Республикой и Исламской Республикой Иран.
На сегодняшний день планируется проведение очередного 13-го заседания МПК. Можно выразить надежду, что данное мероприятие продолжит заданный курс по активизации двусторонних отношений.
Относительно Зоны свободной торговли стоит отметить, что в настоящее время в рамках ЕАЭС проводится работа по заключению полноформатного соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны.
Заключение полноформатного соглашения о свободной торговле с Ираном будет способствовать дальнейшему развитию торговых связей между государствами-членами ЕАЭС и ИРИ, обеспечивая взаимные выгоды и расширяя доступ к рынкам для наших товаров.
В этом плане ведется работа по устранению барьеров и с нашими соседями такими как Узбекистан и Туркменистан, которые являются транзитными государствами для поставок товаров в Иран и обратно.
Что касается выгоды для нашей страны, то уступками будет покрыто 99,4% экспорта из Кыргызстана ($12 млн). Средний размер ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров экспорта из Кыргызстана снизится с 17% до 3%.
Ежегодная экономия на уплате ввозных таможенных пошлин для Кыргызстана при экспорте в Иран может составить до $2 млн.
Открытие иранского рынка обеспечит экспортерам из Кыргызстана более конкурентные условия поставок по таким товарам экспорта как свежая баранина, бобовые, орехи.
В промышленной группе товаров будут либерализованы условия доступа для хлопкового волокна, коконов шелкопряда, шкур КРС, кожи, шелка-сырца.
Кроме того, обнуление пошлин позволит начать поставлять в Иран товары, экспорт которых в настоящее время не осуществляется: неармированное стекло, мешки и сумки, конвейерные ленты.
Вопрос: Товарооборот между нашими странами очень маленький около $80 млн. В каких экономических направлениях Кыргызстану интересно сотрудничество с Исламской республикой Иран?
Министр: Товарооборот между нашими странами оставляет желать лучшего. При этом мы заинтересованы в наращивании взаимной торговли.
В этом плане мы организовываем различные торговые выставки друг у друга, бизнес-форумы, чтобы предприниматели могли лучше ознакомится с экономическими возможностями друг друга и наладить коммуникации. В Бишкеке был открыт торговый дом Ирана.
Что касается цифр и экономических показателей в торговле между нашими странами, то они не достаточны.
За период 2018-2022гг. товарооборот КР с Ираном увеличился в 1,7 раза, в т.ч. импорт - в 2,5 раза, экспорт увеличился в 13,5 раз. В 2022г. в товарообороте Кыргызской Республики Иран занимал 0,4% (2021г.-0,3%).
В 2022г. товарооборот КР с Ираном в сравнении с 2021г. увеличился в 1,8 раза и составил $48,0 млн, в т.ч. импорт увеличился в 1,3 раза и составил $34,5 млн., экспорт увеличился в 14 раз и составил $13,5 млн.
Из Ирана мы закупаем разные продтовары такие как: чай, переработанные овощи и фрукты, финики, орехи, масло пальмовое), облицовочные плитки, изделия из стекла, продукция химической промышленности (красители, мыло-моющие средства, изделия из пластмассы), одежда, ковровые изделия и напольные покрытия, мебель и др.
Что касается нашей продукции, поставляемой в ИРИ то это в основном сельхоз товары: фасоль, хлопок-волокно, орехи, продукты неорганической химии, нефтепродукты (авиакеросин).
В январе-апреле 2023г. товарооборот КР с Ираном в сравнении с аналогичным периодом 2022г. увеличился в 2,5 раза и составил $24,7 млн. в т.ч. импорт увеличился почти в 2,0 раза и составил $16,2 млн. экспорт увеличился в 5,2 раза и составил $8,5 млн.
Для дальнейшего развития кыргызско-иранских отношений приоритетно создание совместных предприятий по переработке продукции сельского хозяйства.
В этом плане в Иране несмотря на экономические санкции очень сильно развито сельское хозяйство, медицина, фармацевтика, станкостроение и Кыргызстан очень заинтересован по всем секторам экономики открывать совместные предприятия.
Серьезный интерес у нас имеется по сырьевой базе: нефть, нефтепродукты и их переработка. Если сама нефть находится под санкциями, то нефтепродукты и побочные эффекты.
Например, их переработка на нефтеперерабатывающем заводе «Джунда» в Кара-Балте, который после модернизации может быть использован для выпуска полипропилена.
Вопрос: Иран выделил Кыргызстану участок в Свободной экономической зоне порта Бендер Абасс. Недавно стало известно, что такой же участок дали и Узбекистану. Как Кыргызстан собирается использовать эту возможность, что уже предпринято ведь такая возможность у КР уже была во времена Курманбека Бакиева, но никак не была использована?
Министр: Как известно, Кыргызская Республика является страной, не имеющей выхода к морю и поэтому использование морских портов других стран для перевозки грузов (товара) в том числе морские порты Ирана представляет хорошая возможность для расширения транзитного потенциала транспортного коридора, по которым Кыргызская Республика осуществляет перевозки товаров.
Однако Кыргызстан до сегодняшнего времени не использовал данный порт по причине недостаточного объема груза.
Когда у страны есть выход к морю то появляется большой транзитный и экспортный потенциал. В этой связи мы сейчас заняты наращиванием экспортной продукции.
Как мы нарастим ее объем, то нужно будет продукцию куда-то сбывать. В этом плане вход к морю дает возможность построения правильной и более дешевой логистики.
Кроме того, сегодня есть один из амбициозных проектов президента КР Садыра Жапарова транзитный потенциал в рамках китайского проекта «Один пояс, один путь» – строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
Соответственно его реализация также дает возможность Кыргызстану получать экономическую выгоду за счет транзитного потенциала, играя роль некого транзитного хаба.
В рамках этой цепочки мы собираемся задействовать и иранский порт Бендер Аббас для логистики товаров в страны Ближнего Востока.
Транспортные артерии Ирана
Если знаете, то мы сейчас активизируем сотрудничество со странами Персидского залива и в этом плане мы хотим нарастить сферу услуг наших логистических компаний.
Помимо порта Бендер Аббас мы рассматриваем возможности и других портов наших соседей по региону – «Туркменбашы» в Каспийском море (Туркменистан) использование Срединного коридора – транзит в Европу
Вопрос: Сегодня Западные страны ввели беспрецедентные экономические санкции в отношении стратегического партнера Кыргызстана - России. Как эти санкции сегодня сказываются на экономике КР так ли на самом дезе они страшные и губительны как об этом говорят в СМИ. Возможно нам есть чему поучится и что перенять у Ирана, который уже более 40 лет развивается в условиях экономической блокады?
Министр: Санкции действительно оказывают свое влияние на экономики стран. Если объяснять на простом языке, то это как машина, которая пытается двигаться на ручном тормозе. У любой экономики должен быть свободный ход.
На сегодня мы ведем активные переговоры с ЕС и США по санкционному перечню товаров.
Западные коллеги обратились к нам с просьбой, чтобы через нас не поставлялись товары двойного назначение. То есть, те, которые могут подпитывать военные действия.
В этом плане мы солидарны с ними и готовы действовать в рамках экспортного контроля. Есть понятия и правила ведения этого контроля.
Принцип такой: тот или иной товар сначала лицензируется и пока не будет известен конечный потребитель. Товар не будет допущен к экспорту таможенная декларация не будет заполнена – он не сможет покинуть ту или иную территорию от куда отправляет или через которую проходит товар.
Соответственно сначала европейские коллеги должны составить весь перечень товаров и обосновать их двойное назначение их лицензировать, а потом мы со своей стороны примем необходимые меры.
В условиях, когда традиционные рынки сбыта в краткосрочной перспективе оказались закрыты для продукции отдельных государств - членов ЕАЭС, укрепление экспортного потенциала на рынках дружественных стран становится первоочередной задачей для всех участников интеграционною объединения.
В данном контексте Иран, как крупнейшая экономика Среднего Востока и ключевой элемент южного торгового пути со странами Ближнего Востока и Южной Азии выступает в качестве перспективного направления для переориентации торговых связей.
Иран сумел доказать всем, что и в условиях экономической блокады возможно развитие. А иногда те самые ограничения только способствуют налаживанию внутреннего производства в стране, а также стимулированию внутреннего потребления собственной продукции. В этом плане нам очень интересен иранский опыт и мы обязательно во время встреч этот вопрос затронем.
Правда технологии сегодня не стоят на месте, и чтобы производить современную технику необходимы высокие технологии и компоненты извне, ведь железу нужны мозги. Однако Исламская республика вопреки санкция продолжает развиваться в различных секторах экономики и наращивает промышленный потенциал.
Современный Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона, уступая в Азии по объему ВВП только Китаю, Японии, Индии, Турции, Индонезии и Южной Корее.
По оценкам МВФ иранская экономика занимает 21 место в мире по размеру ВВП - 1,7 трлн долл. США. В стране имеются развитые нефтехимические и машиностроительные предприятия, металлообработка, пищевая и текстильная отрасли промышленности.
Сельское хозяйство представлено рядом важнейших сельскохозяйственных культур, таких как зерновые, бобовые, сахарная свекла, табак, чай, орехи. Животноводческая отрасль базируется на разведении домашних птиц, овец, коз, верблюдов, КРС. По состоянию на конец 2022 года население Ирана составляло 87 млн человек.
Иран является активным участником международной торговли, о чем свидетельствует рост объемов поставок на иранский рынок основных торговых партнеров.
Так, в 2021 году импорт из ОАЭ вырос на 69%, из Китая - на 29%, из Турции - на 20%, из России - на 61%.
По данным ЕЭК по итогам 2021 года рост объемов поставок из ЕАЭС в Иран составил 110%. По данным МВФ, по итогам 2021 года на ЕАЭС пришлось 10% внешней торговли Ирана, в результате чего ЕАЭС занимает третье место среди основных торговых партнеров Ирана после КНР - 30% и Турции - 12%.
В ситуации текущего и прогнозируемого падения поставок государств- членов ЕАЭС на рынки недружественных стран, составлявших до $300 млрд в год, рынок Ирана с учетом либерализации торговли предоставляется особо перспективным для освоения и расширения поставок, в том числе, в контексте перенаправления экспортных поставок из государств - членов ЕАЭС.
Вопрос: На последнем саммите ШОС в Нью-Дели лидеры трех стран Китай, Иран и Кыргызстан заявили, что нужно ускорить переход на взаиморасчет в национальных валютах. Какие есть уже инструменты и какие препятствия в реализации экономического взаимодействия?
Министр: В этом плане сегодня идет активная работа. Есть уже взаимные расчеты рубль-сом.
Во время визита Садыра Жапарова в Пекин была достигнута договоренность о том, что Кыргызстан будет наращивать взаиморасчёт в национальных валютах сом-юань. Тем более все эти операции подкреплены юань-рубль.
У нас сегодня есть московский межбанк, где можно свободно их конвертировать – торговать. Я думаю, все предпосылки созданы для этого перехода. Такой переход позволит укрепить национальные валют наших стран за счет спроса на них.
Также есть экспертная группа по рассмотрению Дорожной карты государств-членов ШОС по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах (далее - Дорожная карта), котрая была сформирована для реализации целей, обозначенных в Циндаоской 2018 г., Бишкекской 2019 г., Московской 2020 г. и Душанбинской 2021 г. декларациях Совета глав государств - членов ШОС (далее - СГГ ШОС) - «рассмотрение возможности использования национальных валют во взаиморасчетах между государствами- членами ШОС, расширения обмена опытом в части функционирования национальных систем платежных карт и инноваций в платежной сфере» (цитируется по тексту Душанбинской декларации 2021 г.).
Лидерами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по итогам заседания Совета глав государств в городе Самарканде 16 сентября 2022 года приняли Дорожную карту по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах и высказались за расширение этой практики.
Так, в реализацию Дорожной карты сторонами будет проведена работа по анализу различий национальных законодательств по валютному регулированию государств-членов ШОС, текущего состояния взаиморасчетов в нац валютах, выявление ограничений и перспектив расширения использования национальных валют.
Кроме того, по итогам изучения, будут рассмотрены возможности организации прямых торгов нацвалютами государств-членов ШОС на их биржевых и иных площадках ШОС.
В целом, можно отметить, что будет проведена работа по созданию условий для функционирования системы расчетов в национальных валютах.
В настоящее время в рамках данной дорожной карты ведется работа министерствами и ведомствами государств-членов ШОС, основными реализаторами которой являются национальные банки и уполномоченные органы в сфере финансов.
К примеру, 26 июня 2023 года в режиме видео-конференц-связи состоялось экспертное заседание по вопросам использования национальных валют во взаимных расчетах государств - членов ШОС, в ходе которого обсуждены проекты анкет для финансового и нефинансового секторов, презентован проект опросника для центральных банков или других органов валютного и банковского контроля стран ШОС.
В данном направлении компетентными органами государств-членов ШОС работа продолжается.
Беседовал Азиз Пиримкулов
Курсы валют
Погода